понедельник, 27 января 2014 г.

"Дети Солнца", пьеса М.Горького

   Мой дедушка собирал домашнюю библиотеку. В ней было много собраний сочинений классиков и советских писателей. Ровными рядами стояли они на полках, толстые книги в тёмных переплетах, с тиснением на корешках... Иногда среди них встречались книжки в ярких обложках. Так однажды моё внимание привлекла книга "Дети Солнца". У неё была красная обложка с похожим рисунком
  Мне было интересно читать  "Детство", "В людях", рассказы Максима Горького, но эта книга "не пошла", слишком рано она попала мне в руки :)

   Недавно я взяла в библиотеке пьесы Горького и окунулась в его творчество 1900-1905г.г.
 Пьеса «Дети солнца» писалась в январе — феврале 1905 г. в Петропавловской крепости, куда М.Горький был заключён  после ареста по делу о 9 января, "кровавом воскресенье".
    Именно за решеткой придумал писатель историю про химика Павла Протасова, который живет в мире науки и в плену возвышенных идей о предназначении интеллигенции, не замечая трагикомического разлада в собственной семье и ее окружении.
Василий Бочкарев в роли ученого Протасова, Малый театр, 2008г.
   Читаешь и кажется, что герои "не от мира сего". Разговаривают о высоких целях, но совсем не понимают обычную жизнь.
   Главный герой -  химик Павел Протасов, ученый, всю жизнь в лабораторных стенах мечтавший сделать человека царем природы:
   Я вижу, как растет и развивается жизнь, как она, уступая упорным исканиям мысли моей, раскрывает предо мною свои глубокие, свои чудесные тайны. Я вижу себя владыкой многого; я знаю, человек будет владыкой всего! Все, что растет, становится сложнее; люди всё повышают свои требования к жизни и к самим себе... Когда-то под лучом солнца вспыхнул к жизни ничтожный и бесформенный кусок белка, размножился, сложился в орла и льва и человека; наступит время, из нас, людей, из всех людей, возникнет к жизни величественный, стройный организм - человечество! Человечество, господа! Тогда у всех клеток его будет прошлое, полное великих завоеваний мысли, - наша работа! Настоящее - свободный, дружный труд для наслаждения трудом, и будущее - я его чувствую, я его вижу - оно прекрасно. Человечество растет и зреет. Вот жизнь, вот смысл ее!
   Страх смерти - вот что мешает людям быть смелыми, красивыми, свободными людьми! Он висит над ними черной тучей, покрывает землю тенями, из него рождаются призраки. Он заставляет их сбиваться в сторону с прямого пути к свободе, с широкой дороги опыта. Он побуждает их создавать поспешные уродливые догадки о смысле бытия, он пугает разум, и тогда мысль создает заблуждения! Но мы, мы, люди, дети солнца, светлого источника жизни, рожденные солнцем, мы победим темный страх смерти! Мы - дети солнца! Это оно горит в нашей крови, это оно рождает гордые, огненные мысли, освещая мрак наших недоумений, оно - океан энергии, красоты и опьяняющей душу радости!
   Красиво, возвышенно, но что же в реальности?
Его сестра Лиза столкнулась с реальной жизнью, на её глазах в волнениях задавили студента. От потрясения она лечиласьв больнице, но до конца не отошла... Она говорит брату:
   Вы все - слепые! Откройте глаза; то, чем живете вы, ваши мысли, ваши чувства, они - как цветы в лесу, полном сумрака и гниения... полном ужаса... Вас мало, вы незаметны на земле...
На земле заметны миллионы, а не сотни... и среди миллионов растет ненависть. Вы, опьяненные красивыми словами и мыслями, не видите этого, а я - видела, как вырвалась на улицу ненависть и люди, дикие, озлобленные, с наслаждением истребляли друг друга... Однажды их злоба обрушится на вас...   За что? За отчуждение от них, за невнимание к их тяжелой, нечеловеческой жизни! За то, что вы сыты и хорошо одеты... Ненависть слепа, но вы ярки, вас она увидит!
   Протасов - как большой ребенок. Он увлечен созданием гомункула,  не решает никакие жилищно-денежные проблемы. Когда домохозяин предлагает ему стать управляющим химического заводика, он возмущается: "техническая химия меня не интересует!" Он не думает, на какие средства будет содержать жену и сестру.   Жене Елене Протасов не уделяет никакого внимания, лишь когда его друг, художник Вагин, говорит: "Я люблю твою жену", между ними происходит серьёзный разговор:
   Елена. Я чувствую, что не нужна тебе. В твоей жизни я не играла никакой роли. Ты далек и чужд мне. Кто я для тебя? Ты никогда не спрашивал, чем я живу, что думаю... 
  Протасов. Не спрашивал? Но... мне некогда разговаривать, ...как же мои работы? Ведь или работать, или думать о тебе...

   Сестра Лиза боится жизни, боится своего страха и раз за разом отказывает ветеринару Чепурному. Измученный тем,что отвергают его любовь,  он «уезжает в Могилевскую губернию» - кончает жизнь самоубийством... Узнав об этом, Лиза сходит с ума... 

Протасова отправляют за доктором, но доктор прибегает сам, чтобы спрятаться - за ним гонится разъяренная толпа, в городе начался "холерный бунт"
    Слесарь Егор, «золотыми руками» которого Протасов восхищается,  оказывается одним из зачинщиков погрома, бросается на Протасова и хватает его за ворот:
     Ага... химик! Попался? ... Ребята! Главный морила... Лекарства делает!
Храбрость Елены, не побоявшейся выстрелить в Егора, да дворник, огревший буянов доской по головам, спасли Протасова.
   А ещё  за Протасовым напрасно ходит попавшая в интеллигентскую среду купчиха Мелания. Она обожает в нем какое-то высшее существо, "Дитя ты моё милое... дитя моё прекрасное..." 
   В низших этажах общества отношения не более человеческие. Горничная Фима продает себя богатому старику, а слесарь Егор бьет смертным боём свою жену. На доводы Протасова, что «бить нельзя», отвечает: «А меня били... и очень даже много, а жена, может, и не человек.»         

  ...Пьеса пронизана предчувствием революционных катаклизмов. Слово "человек" в ней не звучит гордо. Горький  нарисовал мрачную картину общества, в котором разорвана связь между классами и они не способны создать новый,  лучший мир.
   Попалась мне вырезка из старой газеты советских времен о спектакле 1960г.(здесь)
    Другие пьесы в книге: "Мещане", "На дне", "Дачники", "Варвары" дополняют и полнее раскрывают жизнь российского общества в начале ХХ века. Понимаешь, что перемены были необходимы, может только не таким способом, как в 1917году...
   Участвую в конкурсах "Читаем пьесы" у Лены-Шимки и у Светланы






10 комментариев:

  1. А ведь и мне в детстве попала в руки книга М. Горького "Детство" Хотя книга не совсем для детского чтения) Читала с упоением. Спасибо родителям-они привили мне любовь к чтению.В домашней коллекции были собраны почти все произведения классиков.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Трудная у него жизнь была, но как ярко М.Горький её описывал! Мне нравится классику читать: и историю лучше узнаешь, и язык хороший. Современные книги мне бывают сюжетом интересны, а язык ... сленг каждодневный :(
      Спасибо, Ира, описать свои впечатления о книгах для меня не просто:) читаю я больше, чем рассказываю в блоге:)

      Удалить
  2. Да,читала ,понравилась) Настоящая жизнь,оглянувшись вокруг и сейчас понимаешь-изменилось мало.....И все эти герои живут вокруг...Но без таких фантазёров жизнь была бы скучной)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, ты права:) Но пусть такие люди выбирают творческие профессии, а не становятся врачами, строителями. Я как химик-технолог, работавший на производстве на них "зуб имею" :)))

      Удалить
  3. Любава, спасибо Вам большое, что вот так не по-книжному, хорошим разговорным слогом, поделились своими впечатлениями! Настолько хорошо, что мне-таки захотелось прочитать про этих "солнечных детей", а ведь я - признаюсь - не очень люблю читать Максима Алексеевича! Нет никаких причин моей нелюбви, просто - не волнует, не цепляет, как говорится, - дышу ровно. Не знаю, плохо это или нет (по общепризнанным меркам - плохо, безусловно), но вот у меня именно такие сложились отношения с произведениями Горького...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, спасибо за ваши слова! Попробуйте ещё раз взять книгу Горького, может со временем что-то изменилось. Сейчас многие писатели воспринимаются не так, как в школьные годы

      Удалить
  4. О, классно! А я очень люблю Гоголя.... Благодарю за коммент в моём блоге)))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Лили! Гоголь для меня такой ...сказочный:) А по описаниям характеров в "Мёртвых душах" можно сразу рисовать картины

      Удалить
  5. Любава, это здорово, что ты столько читаешь и при этом такую серьёзную литературу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, это пока дочка кормится и дремлет :) В студенчестве я много фантастики читала, а сейчас хочется классики:) Детские с картинками я тоже читаю:)

      Удалить

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...