четверг, 27 февраля 2014 г.

"Манюня" и ещё одна книга...

...Наше общее детство прошло на одних букварях...
(Андрей Макаревич)
   Трилогию Наринэ Абгарян "Всё о Манюне" я прочитала чуть раньше, а недавно закончила книгу Дины Рубиной "На солнечной стороне улицы". Книги очень разные, но  их объединяет ностальгия, воспоминания о детстве в советское время...
   Главные героини — десятилетние подружки из провинциального армянского городка Берда — Манюня и Наринэ. Самый главный герой книги, конечно, вовсе не девочки, а грозная советская бабушка Манюни — Ба. Которая знает ответ абсолютно на любой вопрос, которая смело рубится с горожанами в очередях за кухонными полотенцами и варит совершенно бесподобное абрикосовое варенье.

“Маня подошла к Ба и обняла ее за талию. Прижалась щекой к ее животу.
— Скажи, Нарка — ПРЕЛЕСТЬ? — спросила.
— Вы все прелестные, только когда спите, — отрезала Ба и обратилась ко мне: — Ну что, девочка, будешь со мной здороваться или как?
— Здрасссьти, — пискнула я.
— Здравствуй, коль не шутишь, — Ба фыркнула, а потом коротко рассмеялась.
Я чуть не лишилась чувств — Ба смеялась так, словно где-то у нее в животе терзают несчастное животное.
— Тебя как зовут? — спросила она.
— Ба, ну я же тебе говорила, — встряла Маня.
— Помолчи, Мария, не с тобой разговаривают, — одернула ее Ба. Манюня надулась, но промолчала.
— Наринэ, — пискнула я, а потом, мобилизовав остатки сил, добавила: — Очень приятно с вами познакомиться!
Видимо, несчастное животное внутри практически домучивали, потому что хохот, который издала Ба, больше напоминал агонизирующий хрип.
— Долго репетировала речь? — спросила она меня сквозь свой апокалипсический смех.
— Долго! — призналась я виновато”.

 Это сборник рассказов о детстве одной "тёплой компании" девчонок и их проделках
 У всех детей, наверное, в детстве была масса таких вот забавных происшествий и приключений, как в этой книге. Но практически все дети, вырастая, о них забывают... или помнят урывками. А читая эту книгу, тут же в памяти всплывают обрывки воспоминаний о СВОЁМ детстве.
     Остаться дома одним было для нас неимоверным счастьем. Какое-то время мы забавлялись тем, что ковырялись в маминой шкатулке с бижутерией. Потом перемерили все ее наряды и туфли, перемазались ее косметикой и надушились всеми духами. Для пущего аромата Манька сбрызнула нас освежителем воздуха «Лесная ягода». Амбре, которое мы источали, могло скопытить вполне боеспособную роту пехотинцев.
Когда зубодробительный марафет был наведен, мы решили сообразить светский раут на троих. Сварили кофе, притащили сигареты, долго искали индийские курительные палочки, но мама их куда-то упрятала. Ничтоже сумняшеся подпалили сухие колоски камыша в маминой икебане.
Сели пить кофе. С первой же затяжки мы закашлялись, с первого же глотка нас чуть не вывернуло. Раут не оправдал наших ожиданий. Мы вылили кофе, спустили недокуренные сигареты в унитаз, проветрили кухню.

   И какая гордость охватывала, когда в магазин за минтаем  шагали не с обычной дырчатой авоськой, а с красивым пакетом Мальборо.
    Пакет был невероятно красивый — ярко-голубой, с одиноким красавцем-ковбоем и надписью «MARLBORO». Таких пакетов у мамы было несколько, и она берегла их как зеницу ока для самых торжественных случаев. Кто застал дефицит советской поры, тот помнит, сколько сил и неимоверной смекалки нужно было затратить, чтобы достать такие полиэтиленовые пакеты.
   Ну что за девочки такие? Что ни день, так новая шалость! И никакие наказания и экзекуции тушеными овощами им нипочем. «Ба нас дегенератками называет, — радостно объясняют они свою неусидчивость и нелюбовь ко всяческой капусте. — С нами точно не соскучишься, да-да!»
    Немножко приедается сразу читать всю трилогию, но по кусочку, открывая книгу на любой странице, можно и нужно читать для поднятия настроения, снятия стресса и зимней депрессии:) Эта книга  - ПРО детей. Но - для взрослых. Книга для нас, родителей. Вспомнить, что мы чувствовали, когда были детьми, о чём думали... и относится сейчас к своим детям с бОльшим пониманием и чуткостью!
***
  "На солнечной стороне улицы" напоминает рассказы доброй старой бабушки о трудностях и невзгодах послевоенного времени, с легким налетом грусти по ушедшим навсегда годам. В учебниках по истории можно прочесть сухое, безжизненное изложение фактов, а вот в таких редких беседах о прошлом и есть сама жизнь.
   Сама Дина Ильинична называет "На солнечной стороне улицы" романом-городом, и с ней невозможно не согласиться, потому что в книге много воспоминаний о Ташкенте разных людей, живших в нём,  и множество автобиографических подробностей, ведь родилась и выросла она в этом солнечном городе. Откроешь книгу  и неожиданно ощущаешь вокруг себя жар раскаленного солнцем Ташкента,  запахи пряностей, шум Алайского базара, журчание арыков и голоса, доносящиеся из ближайшей чайханы...
   …Когда я сильно устаю, я вспоминаю вязкий мед ташкентского солнца… Керамический блеск виноградных листьев, тяжелые брусы янтарных, слёзных на срезе, сушеных дынь, светящуюся изнутри золотую плоть абрикосов, сладкую истому черной виноградной кисти с желтыми крапинами роящихся ос.
Из дому надо выходить с запасом тепла… – мне до сих пор тепло, благодарение Создателю.
Солнечное свечение дня… Солнечная, безлюдная сторона улицы… Карагачи, платаны, тополя – в лавине солнечного света.
Мне до сих пор тепло.

   Сам роман напоминает лоскутное одеяло - отрывки судеб, воспоминаний переплелись в единое целое. Читаешь и представляешь Веру Щеглову, дядю Мишу, Артистку Катьку, Семипалого, Леню Волошина, талантливого Стасика на костылях... Это самая настоящая семейная сага - о сплетенных жизнях и насмешках судьбы, о том, как бывает несправедлива порой жизнь и какие сюрпризы она порой может преподнести.
"...-Хотела спросить: ещё когда ты маленькая... ты была другая... ты с детства хотела быть другой... К тебе зло не прилипало... Ты просто... в другую сторону смотрела... Почему? Как ты это поняла? Почему ты стала... другой? <...> Почему у тебя... откуда... были силы?
- Я ведь художник, мама..."

    Это вторая книга Дины Рубиной, которую я прочитала, и мне она понравилась. Читаешь и сам оказываешься в описываемых местах, видишь героев, живешь вместе с ними...Ведь это было совсем недавно, наша советская жизнь...

   Хочу закончить словами из книги про Манюню:
"Я навсегда запомнила тот июнь, и густое ночное небо над Адлером, и шумные его улочки, и дни, когда мы все были вместе и ни одному нормальному человеку не было дела до того, грузин ты, русский, еврей, украинец или армянин, и казалось, что так будет всегда и этой дружбе нет конца и края.
Я навсегда запомнила вкус той приторно-сладкой последней черешни и то, как Натэла смешно складывала губы трубочкой, назидательно приговаривая: «Надя, ты главное запомни — орехи лучше толочь в ступке, а не пропускать через мясорубку», — а Гоги, боязливо оглядываясь на Ба, объяснял дяде Мише: «Пожестче надо быть с женщинами, даже если эта женщина — туоя мать».
Я ни к чему не призываю.
Я прошу вас остановиться на минуту и вспомнить, как это прекрасно — просто дружить.
Вот так должно быть сейчас. И завтра. И послезавтра. Всегда."



6 комментариев:

  1. Любава, в который уж раз :) - спасибо за участие в проекте!
    Книги про детские проделки всегда и неизменно вызывают улыбку умиления. И из прошлого помнится много хорошего, и то чувство щемящей ностальгии и грусть по тому и тем, что и кого уже никогда не вернёшь... хорошие книги, жизненные - люблю такие :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, спасибо за проект:) Так не только прочитал книгу, но и подумал о ней подольше, рассказал другим... Я теперь каждый месяц буду писать о прочитанном:) Мне тоже нравятся жизненные книги, можно и самому на них поучиться...

      Удалить
  2. Любава! Книга - находка! Как давно я не испытывала столько ДЕТСКОЙ радости и лёгкости от прочитанного!!!!
    Очень рада знакомству!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, и я очень рада! Будем дружить и читать!

      Удалить
  3. Да, Манюня мне очень понравилась)))) С такой радостью прочитала)))) Рубиной читала, мне нравилась. А именно "На солнечной стороне улицы" все никак не могу начать. Давно скачала и все никак! Спасибо за интересные рецензии!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, с книгами как с творчеством - пришло вдохновение и прочитал сразу! скоро про Рубину ещё напишу, про другие книги:)

      Удалить

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...