вторник, 3 июня 2014 г.

Майские книги

   В плане прочитанных книг май у меня получился детективным:) Познакомилась как с новыми писателями, так и новыми книгами знакомых авторов.
"Леопард" Ю Несбё
   Норвежский писатель-детективщик Ю Несбё любит называть себя рок-музыкантом, композитором, автором рок-текстов, профессиональным экономистом и только потом – писателем. Знаменитым в Скандинавии, а затем и во всей Европе Несбё стал в конце 90-х благодаря серии криминальных романов о сыщике Харри Холе.
   Знакомьтесь: Харри Холе. Не честолюбив, характер вспыльчивый, ум проницательный. Рост метр девяносто. Глаза карие. Замечен в чрезмерном употреблении алкоголя и наркотиков. Вот такой небезупречный идеальный мужчина.
Из-за выпавших на его долю испытаний Харри уволился из полиции и оказался в Гонконге. Но новая серия убийств взбудоражила всю Норвегию - появился  маньяк, который убивает своих жертв страшным и непонятным орудием. Серийные убийцы - это всегда ужас для всех, особенно, когда не понятно, по каким критериям он избирает следующую жертву, потому что жертв, вроде бы, совершенно ничего не связывает...  и бывший начальник Холе приложил все усилия, чтобы привлечь своего лучшего сотрудника хотя бы ненадолго к делу.
   Это моё первое знакомство с автором, и меня поразило, насколько тщательно он проработал весь сюжет. Персонажи, появляются неожиданно, не успеваешь осознать, какая связь с предыдущими.  По сути дела, в книге оказывается два «леопарда» - преступник и тот, кто его поймает.
   Кто-то рассказывал, будто леопард крадется настолько беззвучно, что может подобраться к тебе совершенно неслышно, что он даже умеет регулировать свое дыхание, чтобы дышать в такт с тобой.
    Все здесь смелые, ловкие и хитрые, но они не супермены. И вот это мне нравится – действие при помощи своего разума, при помощи подбора деталей, а не пробивания стен головой, прыжков с парашютом и хождению по карнизам. К тому же, люди, которые работают в отделе по поимке преступников, не лишены своей жизни, и за дверьми служебного помещения, есть и могилы родных, на которые они носят цветы, и родители, болеющие неизлечимым заболеванием, а не картонная история, повисшая в воздухе. 
   Мне понравился сам северный, норвежский антураж. До этой книги я вообще не была знакома с норвежской литературой. И мне очень понравилось описание заснеженных горных склонов и туристических хижин, Осло и его окружения, зима в этой книге воспринимается реальной,  немного похожей на нашу природу на Столбах :)
   Не обошелся автор и без социальной составляющий. В «Леопарде» речь идет о борьбе за право существования и власть между двумя государственными учреждениями по расследованию убийств: КРИПОС и непосредственно норвежской полицией. Ещё одна социальная тема – жизнь в Африке, бизнес европейцев на этом южном континенте. Обе темы не просто фон к событиям книги, автор до самых мелких деталей разобрался в обоих вопросах и вынес их на суд читателю.  Очень много внимания уделено тому, что превращает человека в убийцу, как на него влияют несчастное детство, семейное насилие и т.п., что им движет, за что он мстит и за что ненавидит.
   Несмотря на свою, довольно внушительную для детектива, толщину, читается очень легко и не кажется, что автор затянул или поналил воды - все детали необходимы, все важно и все потом сводится воедино.    
Дина Рубина "Белая голубка Кордовы"
   Это тоже детектив, но совсем другой.  Что стоит подделать картину? Не просто худо-бедно намалевать копию, а сделать такую подделку, чтоб даже экспертов удалось обвести вокруг пальца? Захар Кордовин не знает себе равных в этом деле! Он не только виртуозно владеет техникой, соблюдая все до мелочей вплоть до обстановки, в какой художник любил писать, но и умеет создать провенанс - историю картины. А где-нибудь в уголке картины Захар пристраивает белую голубку...
   Однажды в толедской кафешке он обнаружил холст явно времен и школы Эль Греко - идеальный, чтобы на его основе создать "произведение" великого Грека. Но что откроет для него эта картина, Кордовин и предположить не мог. А параллельно с "основной" работой, Захар разрабатывает план возмездия - за убийство друга.
   Вот такой лихой детективный сюжет лежит первым слоем, а под ним - многовековая история семьи Кордовина.  То оказываешься в блокадном Ленинграде, то попадаешь в винницкую парикмахерскую, а оттуда - в кабинеты Ватикана. Из страны в страну, из одной эпохи в другую, но чем дальше читаешь, тем стройнее эти отдельные картинки складываются в логичный и понятный путь.   История семьи явственнее проступает на поверхность. Становится очевидно, что без нее не сложилась бы такая яркая судьба Захара. Прав был его дядя Сёма в своих опасениях: от кордовинской "чумы" в крови никуда не сбежать.
  Мне очень нравятся такие семейные саги...
Когда придет моя смерть, — пел он, —
Ко мне слетит на плечо
Белая голубка,
Белая голубка Кордовы…
Когда придет моя смерть, —
Откроются разом все двери,
И суровый ангел,
Суровый ангел спросит меня:
«Вот пришла твоя смерть,
Так где ж твой удел,
То богатство, что веками копили
Твои непокорные предки?»
«Ты растратил его,
Остудил их горячую кровь,
Погасил их жаркое семя, и ныне
Одиноко стоишь в небесных вратах —
Лишь голубка на плече у тебя,
Белая голубка Кордовы…»


Вечером во ржи. 60 лет спустя. Джон Дэвид Калифорния
   Взяла в библиотеке эту книгу - стало интересно, что же за продолжение "Над пропастью во ржи" написал другой автор.
  Аннотация завлекающая "Джон Дэвид Калифорния - талантливый мистификатор, очарованный произведением Великого писателя и дерзнувший написать историю нового побега постаревшего сэлинджеровского героя, историю его безнадежной, но оттого не менее доблестной борьбы с авторским произволом.
   Что же такое "Вечером во ржи. 60 лет спустя" - уважительное посвящение автору-легенде, объяснение в любви к его бессмертному творению или циничная эксплуатация чужого шедевра? Решать - вам."
   Что сразу чувствуется - это попытка автора писать «как Сэлинджер». У него это  неплохо получается. Непонятно то, что постаревший Колфилд думал все так же, как семнадцатилетний пацан, а вовсе не как умудреный опытом старик. Уж за 60 лет образ мышления все же должен хоть как-то измениться!  Кроме того, как-то грустно от того, во что превратили Колфилда. Когда я заканчивала чтение «Над пропастью во ржи», представлял себе какой замечательной может быть жизнь Колфилда, у него все было впереди, и оставалось только догадываться, что его ожидает. Но в «Вечером во ржи»  видим его уже увядшим стариком, не желающим жить, брошенным и прозябающим в доме для престарелых, думающем только о своём мочевом пузыре (так часто в книге об этом упоминается). В общем, не стоит тратить время на эту книгу:)    Ещё я узнала, что после многомесячной судебной тяжбы, начатой юристами Сэлинджера, роман "Вечером во ржи. 60 лет спустя" был запрещен к распространению в США и в Северной Америке, но не в Европе и не в переводе.
   "Таис Афинскую" я дочитала, но напишу про неё в следующем книжном посте, с другими историями любви...
    Участвую в марафоне "Читаем вместе", мой майский отчет:) 




6 комментариев:

  1. Спасибо за отзывы! Дину Рубину взяла себе на заметку.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лариса, пожалуйста:) Беру по одной книге Рубиной в месяц, чтобы на других авторов время оставалось. А это такая условная трилогия про необычных людей: "Белая голубка Кордовы", "Почерк Леонардо", "Синдром Петрушки"

      Удалить
  2. Любава, как интересно!!! И идея отличная с отчетом по месяцам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катя, я даже если отзыв написать не успеваю, записываю в список прочитанных. И в конце года приятно посмотреть - вот сколько книг, не всё время на интернет потрачено:) Лариса вперед начала отчеты писать, а я уже за компанию:)

      Удалить
  3. Люба, какие замечательные отзывы, я просто зачиталась! Спасибо!

    ОтветитьУдалить

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...